8 (495) 153-59-78

Частная школа
с домашней атмосферой

Иллюстрирование произведений детских писателей, поэтов

Паспорт проекта
  • Тема: «Иллюстрирование произведений детских писателей, поэтов».
  • Автор: Дегтярева А. В. учитель 4 класса
  • Координатор: Дегтярева А. В. учитель 4 класса
  • Цель: Прочтение произведения глазами художника, создать красочные иллюстрации, помогающие понять содержание произведения

КНИГА – УЧИТЕЛЬ,

КНИГА – НАСТАВНИК,

КНИГА – БЛИЗКИЙ

ТОВАРИЩ  И  ДРУГ.

УМ, КАК РУЧЕЙ
ВЫСЫХАЕТ И СТАРИТСЯ,

ЕСЛИ ТЫ ВЫПУСТИШЬ
КНИГУ ИЗ РУК,

В. БОКОВ

Мы живем в очень не простое время. На сегодняшний день все чаще сталкиваемся с тем, что наши дети стали очень мало читать книг. Это вызывает тревогу. Нужны такие методы и формы работы, которые смогли бы вызвать интерес у ребят к чтению. Очень хорошо подходит как раз метод проектов. В нашем проекте мы работаем с иллюстрированием детской книги.

На уроках литературного чтения в образовательной системе «Школа 2100», по которой мы работаем, прежде чем начать изучать произведение, рекомендуется на первом этапе работы с текстом до чтения приём антиципации (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения)мы обращаемся к иллюстрации, делая предположения о чём, о ком будем читать. C первого класса авторы программы рекомендуют детям при подготовке к устному рассказу о героях, самостоятельно закончить план произведения в виде картинок, либо полностью составить картинный план к прочитанному произведению.

Так возникла тема нашего проекта  «Иллюстрирование  произведений детских писателей, поэтов». А так как изучали мы на литературном чтении «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» А. С. Пушкина, то и иллюстрировать решили именно это произведение.

Целью нашей работы является прочтение произведения глазами художника.

 Мы  поставили перед собой и решали следующую задачу:

-создать красочные иллюстрации, помогающие понять содержание произведения.

Гипотеза нашего проекта такова: если литературное произведение получает иллюстрированную поддержку, то оно воспринимается читателем гораздо эмоциональнее и лучше. Ведь художник, иллюстрирующий книгу, идет вслед за автором. Он старается изобразить самое главное, самое важное, прочувствованное им.

Юный читатель, воспринимающий прекрасное, размышляет и переживает вместе с героями книги, постигает через иллюстрацию литературное произведение. Полифония эмоционального, образно-художественного вызывает у младших школьников целую гамму чувств, ассоциаций. Опыт такого отношения к восприятию художественной иллюстрации может закрепиться в устойчивой форме, если он повторяется достаточно часто, что будет способствовать общему развитию ребёнка. Прежде всего, опыт восприятия во взаимосвязи иллюстрации и литературного текста сказывается на развитии творческого, образного мышления.

Работа  с книжной иллюстрацией расширяет возможности литературно – образных систем, здесь происходит не простое изображение действительности, а мышление зрительными образами. Именно это изобразительное мышление даёт возможность юному читателю проанализировать многогранные стороны реальной действительности, осознать их. Построить к ним своё отношение – и закрепить это отношение в собственных художественных образах  – самостоятельных творческих работах.

Методика по воспитанию детей-читателей средствами синтеза искусства иллюстрации и литературных текстов предполагает наличие трёх основных компонентов: восприятия иллюстрации детской книги, приобретения знаний о творчестве художников-иллюстраторов, участие юного читателя в самостоятельном творческом процессе (создание иллюстраций, сказок-импровизаций, стихов, сочинений и др. творческих работ).

В нашем проекте ребята  выбрали страницы из произведения А. С. Пушкина, которые решили проиллюстрировать. Из дома дети приносили готовые иллюстрации к произведению. В классе ребята выбрали те рисунки, которые более удачно иллюстрируют сказку.

На этапе представления результатов – дети представили свои страницы на суд классу. Ребята оценивали красочность, яркость и соответствие тексту иллюстраций.

В классе была организована выставка «Мы – иллюстраторы», где были представлены работы (проекты) детей.

И вот наступил долгожданный этап – сборка книги. Книга получилась яркая и красочная!

Работа над иллюстрированием сказки А. С. Пушкина очень увлекла ребят и вызвала массу положительных эмоций. Поэтому мы решили не ограничиваться этим проектом, а продолжить иллюстрировать произведения и других авторов.

Дегтярева А. В. учитель 4 класса